Модератор: again

Старые советские и зарубежные объективы

СООБЩЕНИЯ

# 

19 янв 2013, 19:13 

Старые советские и зарубежные объективы на современных фотоаппаратах

В этой статье рассказывается как использовать старые советские и зарубежные объективы (байонеты m42, m39, Olympus Om, Contax/Yashiсa, Leica R, Leica M, Pentacon 6 и др.) на современных цифровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах.

Содержание:
1. Зачем это нужно, или что хорошего в старых объективах
2. Особенности разных систем. Рабочий отрезок
3. Переходники с одной системы на другую
4. Чип подтверждения фокусировки ("Одуванчик")
5. Точное наведение мануального объектива на фокус
6. Старые советские и зарубежные объективы


Зачем это нужно, или что хорошего в старых объективах?
На сегодняшний день все больше и больше фотографов начинают присматриваться к старым советским и зарубежным объективам. А многие уже давно и активно используют их как на пленочной фототехнике, так и на цифровой. Этому есть объективные причины:

Рисунок объектива
Изображение, формируемое старыми объективами чаще всего обладает большей пластичностью, объемом, лучшей проработкой тональных переходов, более гармоничным боке. У этих объективов более выражены аберрации, но именно они и дают такие эффекты. Иными словами старые объективы обладают своим уникальным характером, художественным оптическим рисунком.
Большинство современных же объективов в погоне за резкостью и разрешением, использовании супер-мультипросветлений, устранении всех мыслимых аберраций – пришли к тому, что картинка стала чрезмерно резкой, контрастной, жестковатой, что хорошо далеко не для каждого вида и жанра съемки. Например, для портретной съемки – вообще противопоказано.

Конструктив объектива
У большинства старых советских и зарубежных объективов – надежный металлический конструктив и только настоящие стекла в оптической схеме. Это дает большой запас прочности. Что мы и наблюдаем на вторичном рынке. Многие объективы 50-70-хх годов, несмотря на активное, многолетнее использование, и сейчас находятся в превосходном состоянии. Зачастую только косметические потертости указывают возраст такого объектива.
У современных объективов, если это не элитные серии, как правило, ненадежная пластиковая оправа, люфты и пр. механические недостатки. Время жизни такого объектива редко превышает 10 лет.
Изображение
Илл. 1. Старые советские и зарубежные объективы. Металл и стекло. Образец надежности и долговечности.

Оптические схемы
Сейчас никого не удивляют оптические схемы объективов, состоящие подчас под час чуть ли не из 30 линз. Даже объективы с постоянным фокусным расстоянием сейчас можно встретить с 10 линзами и более.
В старых же объективах, количество линз стремились свести к минимуму и добавляли новые только в случае крайней необходимости, если без этого никак нельзя было добиться заданных качественных характеристик объектива. Ведь каждая новая отдельная линза – это неизбежные дополнительные потери на границах воздух-стекло, стекло-воздух и в самом стекле. Даже суперсовременные мультипросветляющие покрытия не решают должным образом этой проблемы.
У большинства лучших старых советских и зарубежных объективов-фиксов использовалось всего 3-7 линз.

Цена старых объективов
Ну и, безусловно, самым главным козырем старых советских и зарубежных объективов является их цена. Как, правило, старый объектив в несколько раз дешевле аналогичного современного.
А некоторые объективы, как например Юпитер-37А или Гелиос-44, выдают отличную картинку, а стоят вообще просто «смешные» деньги.
Справедливости ради и забегая немного вперед надо отметить, что к цене объектива надо еще прибавить цену переходника и чипа, но чаще всего переходник с чипом берется один раз и используется на нескольких объективах одной системы.
Конечно, при всех плюсах старых объективов у них есть и существенные недостатки:

Отсутствие автофокуса
Что ни говори, а удобство работы с автофокусом не заменит ничто. Кроме того, и оперативность съемки при работе с автофокусом всегда выше. Тут надо сказать, что, например, широкоугольные объективы можно установить на гиперфокальное расстояние и вообще снимать, не заботясь о фокусировке. В фокусе будет все от определенного небольшого расстояния до бесконечности.
Отсутствие автоматического управления диафрагмой с камеры
Имеется в виду применение на современных цифровых камерах. Справедливости ради надо сказать, что ручное управление диафрагмой при некотором привыкании никак не напрягает и позволяет даже делать спецэффекты, например при видеосъемке.
Проблемы со съемкой при контровом и боковом свете
Старые советские и зарубежные объективы, особенно без просветления или с однослойным просветлением плохо держат боковой и контровой свет. Возникают блики и сильное падение контраста. И если от бокового света может защитить бленда, то от контрового она почти не защитит.
Ну что ж, разобравшись с достоинствами и недостатками старой оптики, пойдем дальше.

Особенности разных систем. Рабочий отрезок.
Итак, мы решили попробовать старые мануальные объективы в действии. Для начала нужно немного дополнительной информации. Далеко не все старые объективы легко можно установить на любую современную фотокамеру. А все дело в одной из ключевых характеристик объектива – Рабочем отрезке.
Нам нужно убедиться, что рабочий отрезок потенциального объектива можно привести в соответствие с рабочим отрезком нашей камеры.
Узнать подробнее о рабочем отрезке, а также посмотреть таблицы рабочих отрезков можно в этой статье на Lens-club.ru.

Переходники с одной системы на другую
Байонеты у разных камер разные. Для того чтобы использовать объектив с другой системы на своем фотоаппарате нам необходим переходник. Часто еще такой переходник называют Адаптером.
Идея простая. Адаптер с одной стороны надевается на резьбу или байонет объектива, а с другой стороны уже на необходимую резьбу или байонет камеры. При этом если рабочий отрезок совпал, объективом можно пользоваться на полной шкале расстояний, до бесконечности включительно.
Переходники изготавливаются как серийно на заводах там и собственноручно или через знакомого токаря. В свое время в журналах Советское фото часто публиковались подробные чертежи разных переходников, да и сейчас при необходимости их несложно найти в Интернете.
Самые часто-используемые переходники легко можно купить в Интернете, в том числе на аукционах.

Изображение
Илл. 2. Переходник фирмы Jolos для использования объективов с резьбой m42 на фотоаппаратах Canon EOS
Обычно на современных камерах неродные объективы можно использовать только в ручном режиме и в режиме приоритета диафрагмы.
Причем в чистом виде, фокусироваться можно только по матовому стеклу видоискателя или дисплею, без каких либо подтверждений фокусировки. Забегая вперед скажу, что эта проблема с успехом решается с помощью чипа.
Понятно, что в Exif камера информацию об объективе, фокусном расстоянии, диафрагме и т.д. тоже не запишет, если только не использовать переходники с чипом.

Чип подтверждения фокусировки («Одуванчик»)
Современный цифровой фотоаппарат, прежде всего - очень сложное электронное устройство. Электроника управляет и экспозамером, и фокусировкой, и диафрагмой и многими другими параметрами. Соответственно и современные объективы также напичканы электроникой, и возникает множество связей в системе фотоаппарат-объектив: управление фокусом и диафрагмой, подтверждение фокусировки, передача данных о диафрагменном числе и других параметрах в Exif и т.д.
Естественно у старого объектива никакой электроники нет (а если и есть, она скорее не совместима), и эта связь нарушается. Фотоаппарат не может получить никакие сведения об объективе.
Тут на помощь приходят специальные электронные чипы, которые устанавливаются на переходник и «обманывают» электронику фотоаппарата, заставляя считать поставленный объектив своим «родным»!
Впервые такой чип спроектировал и создал в 2005 году Виктор Лушников. Он же дал ему название «Одуванчик», которое сейчас прижилось и является синонимом для такого чипа.
Фактически одуванчик представляет собой микросхему с позолоченными контактами, которую прикрепляют к адаптеру. Форма и расположение контактов при этом повторяет контактную группу оригинального объектива. Дальше одуванчик входит в контакт с электроникой фотоаппарата, принимает запросы, отвечает на них и т.д. То есть, объектив с точки зрения камеры начинает вести себя «как родной» и возможна полноценная работа с ним.

Изображение
Илл. 3. Чип подтверждения фокусировки "Одуванчик". С сайта filmprocess.ru
Сейчас массовый выпуск одуванчиков налажен в Китае, и поэтому на рынке много недорогих, но не всегда качественных предложений.
Современные одуванчики, как правило, программируемые. Вы можете запрограммировать, что будет записываться в Exif файл, сделать юстировку объектива, настроить блокировку кнопки спуска и настроить еще множество других полезных параметров.
После установки неродного объектива с одуванчиком появляется режим звукового и визуального подтверждения датчиков фокусировки (фактически получается тоже самое, что и в случае использования родного объектива в ручном режиме).

Точное наведение мануального объектива на фокус
Одними из самых «лакомых кусочков» в оптике прошлых лет - являются старые портретные объективы. Как правило, эти объективы в силу своих особенностей используются на больших диафрагменных числах от 0.7 до 4. Глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП) при этом очень мала и получается очень большой процент брака от непопадания в фокус.
С этой проблемой сталкиваются, например, многие пользователи популярного портретного объектива Гелиос 40-2, особенно при съемке на диафрагме 1.5.
Причем одуванчик тут тоже не сильно помогает, так как фотограф по инерции может совсем чуть-чуть перекрутить кольцо фокусировки после сигнала подтверждения фокусировки или наоборот не докрутить его. Но даже это «чуть-чуть» безвозвратно бракует потенциально хороший снимок.
Что ж, с динамичными сюжетами тут уже ничего особо не сделаешь (только зажимать диафрагму или снимать на гиперфокале), а с более менее статичными, к которым можно отнести портретную съемку, съемку натюрмортов и т.д. можно постараться улучшить результаты.

Решение 1
Использовать для фокусировки не оптический видоискатель, а жидкокристаллический экран. К слову сказать, на некоторых беззеркальных цифровых фотоаппаратах, например Sony Nex, это режим по умолчанию. А на современных цифровых зеркалках уже почти повсеместно внедрен режим Live View.
Преимущество фокусировки по экрану в том, что там доступны увеличения вплоть до 20 крат, чего без труда хватает, чтобы точно навести фокус, скажем, на ресницы даже на сверхсветосильных объективах.
При наводке таким методом удобно использовать ремень камеры, чтобы значительно уменьшить вероятность сдвига камеры после фокусировки. Ремень одевается на шею и руками камера отводится вперед перед собой до натяжения ремня. Сохраняя это натяжение мы минимизируем сдвиги и дрожание камеры во время съемки. Иногда приходится укоротить ремень для съемки таким способом. Ну и, конечно, никто еще не отменял штативы :)
Кстати, в наводке по экрану есть еще один несомненный плюс. На экране вы видите снимок полностью таким, каким он будет после нажатия кнопки спуска. Яркость, тона, рисунок зон нерезкости (боке), цвета - все это можно наглядно увидеть и оценить на жидкокристаллическом экране еще перед созданием снимка. Из всего перечисленного самое удобное - это контроль рисунка Боке.

Решение 2 (только для зеркальных фотоаппаратов)
Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов поддерживает смену фокусировочного экрана. Сама процедура смены экрана занимает 5-10 минут. Важно при этом использовать резиновые перчатки и пинцет, чтобы не касаться экрана пальцами. Обратите внимание, как правило, после смены экрана, чтобы все корректно заработало, в настройках камеры необходимо указать параметры нового экрана.
Стандартные экраны, устанавливаемые на современных цифровых зеркальных фотокамерах, адоптированы для автофокуса. И представляют собой просто обычную пластинку из стекла или пластика с матовым покрытием.
Рекомендую установить на свой фотоаппарат комбинированный фокусировочный экран, в котором возможно вести фокусировку тремя способами: матовое стекло, микрорастр, клинья Додена (по ссылкам можно узнать всю необходимую информацию про эти методы).

Изображение
Илл. 4. Комбинированный фокусировочный экран. D - клинья Додена, R - микрорастр, M - матированная поверхность. С сайта Zenitcamera.com
При этом на объектах имеющих четкую линейную структуру очень удобно и точно можно фокусироваться по клиньям (пожалуй, лучший вариант – диагональные клинья). На объектах, имеющих сложную структуру удобно фокусироваться с помощью макрорастра.
На многих фокусировочных экранах кроме всего прочего нанесены линии золотого сечения, облегчающие компоновку будущего кадра.
Фокусировочные экраны стоят совсем недорого, и я очень рекомендую их использование всем любителям старых советских и зарубежных мануальных объективов.

Старые советские и зарубежные объективы
В заключение я хочу дать несколько ссылок на выборки популярных мануальных объективов из базы данных сайта Lens-Club.ru
Объективы к зеркальным фотоаппаратам резьба m42
Объективы к зеркальным фотоаппаратам резьба m39
Объективы Contax/Yashiсa (C/Y)
Объективы Olympus OM
Объективы к дальномерным 35mm фотоаппаратам
Объективы к среднеформатным зеркальным фотоаппаратам
Я надеюсь, что приведенная в статье информация поможет вам с комфортом открыть для себя удивительный мир старой фотооптики! Удачных кадров!

Полезные ссылки:
Адаптерный ликбез для пользователей Canon EOS
Переходники и одуванчики от Виктора Лушникова
© 2010 Сергей Бородин
Аватара пользователя
msshveikin
 
Сообщения: 4711
Изображения: 24
Зарегистрирован: Пт 15 июн 2007, 09:44
Откуда: Тихое Зимовье

# 

9 фев 2013, 23:51 

Аватара пользователя
msshveikin
 
Сообщения: 4711
Изображения: 24
Зарегистрирован: Пт 15 июн 2007, 09:44
Откуда: Тихое Зимовье

НАПИСАТЬ ОТВЕТ

   Новые сообщения Новые сообщения    Нет новых сообщений Нет новых сообщений    Форум закрыт Форум закрыт   
cron