В местных прозвищах – примечательные особенности наших предков на кыштымской земле Имя дал народ – не в обиде родОднофамильцев – к примеру, Устиновых, Глазковых, Алферовых, Швейкиных – друг от друга соседи отличали не кличками, а прозвищами: от высокого понятия «прозвание». Дать прозвище человеку или целой родословной – надо иметь талант. Чтобы оно было метким и необидным, чтобы люди носили его с достоинством. Сегодня в моей картотеке более 400 кыштымских прозвищ. Собрать такое соцветие помогли Николай Николаевич Бабушкин, Станислав Фёдорович Горохов и Николай Иванович Сопляков.
Много прозвищ от имён наших пращуров. Савиновых зовут Фролычами, Седельниковых – Никанорычами. Знаю клан Мелентьевых. Их и сегодня величают Карповичами, Карпеичами, Анфимычами, Савельичами. Дружу с Борисом Мелентьевым, который прозвищем Савельича гордится.
Знаменитая фамилия Казаковых идёт от кучера Д. И. Менделеева, который с ним объездил весь Южный Урал. «Кучером – только Казачка!» – просил Дмитрий Иванович, собираясь в очередную экспедицию. Так с лёгкой руки гения русской науки прозвище стало фамилией, которой сегодня гордится Кыштым. Среди потомков Казачка – директора предприятий, спортсмены, актёры, известный нынешним землякам почётный гражданин Кыштыма Виктор Владимирович Казаков.
Пимокаты и ЦаревныВ отдельную главу я отобрал прозвища, данные за высокое мастерство в избранной профессии. Казанцевых называют Колесниками. На их колёсах кыштымцы, наверное, объехали вокруг матушки-Земли! Зарубиных удостоили звания Кирочки (каменщики). Очень может быть, что именно Зарубины выкладывали здание женской гимназии и другие памятники архитектуры Кыштыма. Муратовы гордились своим прозвищем – Пимокаты. Об этом мне рассказывал бывший директор машзавода Борис Алексеевич Муратов:
– Тёплые пимы, чёсанки на выход катали! – восторгался он. – Не нынешним чета!
Кыштым – город красивых людей. На эту тему прозвищ больше всего. Бычковы – Царевны. Видимо, самые красивые невесты вырастали в этой семье. С ними соперничали Дайбовы – с прозвищем Баские. Шарабриных величали Аполлонами. Не знаю, из этого ли корня министр местного спорта Валерий Шарабрин, но, однозначно – красавец! Галицковых называли Лебёдушками. Знаю Таню Галицкову: как она блестяще танцует! Выиграла городской конкурс красоты. Елисеевых прозывали Гынычами.
Мокичевы отличались выправкой, поэтому их прозвали Гусарами. За родословной Кирилловых закрепилось прозвище Пышные. А виной тому их пышущая здоровьем стать. Пётр Максимович Тимофеев, когда звонит мне по телефону, представляется: «Курай на проводе!». Какое точное попадание! Ведь курай в Башкирии – что гармошка в Кыштыме. А Пётр Тимофеев – лучший трубач города на все времена.
Семейство Усковых носит прозвище Краснобаи – за умение красиво и умно излагать свои мысли. Геннадий Иванович был политработником на Тихоокеанском флоте. Его сын Игорь Геннадьевич – врач, возглавлял команду КВН «Пимокаты», а внук Антон – адвокат и тоже тусуется в среде весёлых и находчивых.
Недавно в ДК "Победа" чествовали кыштымские династии. В центре – Г. И. Назаров.
Где живут рыжие попы?Мы – Горячие! – сияя глазами, говорит о своём прозвище заслуженный артист России Павел Калачёв. – А это значит, что в любом деле – петь в опере, косить сено, рубить дрова – мы должны быть первыми!
Гавриловых, видимо, за силу и ловкость называют Медведями и Лосями. Знаю одного Гаврилова – лыжника, который после «тридцатки» говорит с улыбкой: «Ну вот – размялись маленько!».
Однажды при встрече с представителем фамилии Людиновсковых я поздоровался по-свойски:
– Привет воякам!
– Ошибочка вышла, – ответил он. – Мы – Комары!
И столько было в его ответе гордости за родное прозвище!
– Нас Верблюдами называли, – рассказывает Татьяна Дуреева (в девичестве – Семёнова). – А нынче верблюд в гербе красуется. Я своим прозвищем горжусь!
По кыштымским прозвищам можно проследить, откуда Никита Демидов набирал людей. Тверсковы, конечно, из Твери. Анисимовых называют Вяткиными – значит, они из вятской земли. Бессоновых величают Калмыками. Может быть, кто-то был в их родословной восточной крови. Санниковы – вечные Маслята. Но не за цвет волос получили прозвище, а от Маслянского острога, что под Курганом, откуда пришли их предки и выстроили не одну улицу от Лямкина болота в сторону ДК «Победа».
Меня приводят в восторг «киношные» прозвища. «Не спеши!» – так называют Силантьевых. С улыбкой думаю: а не в Кыштыме ли «слизал» эту поговорку дед Ничипор для «Свадьбы в Малиновке»? Портновы – по прозвищу Турки. И тут ищу аналогию с казачьей родословной Мелеховых из «Тихого Дона». Может быть, далёкий предок современных Портновых прихватил в качестве трофея какую-нибудь Гюльчатай с русско-турецкой войны?
– Надо гордиться своим прозвищем, – говорит известная лыжница Лидия Константиновна Мещерякова-Зотова. – Наше прозвище – Татары. А я запомнила из детства считалку: «Конычи, Никанычи, рядом Омельянычи / Кобы – оба, Калымы – Коблы, / А по ту сторону горы / Живут рыжие попы!». Так считались ребятишки на Солонцах, стараясь поровну разделиться на две команды. В считалке значились жители Солонцов: Екимовы, Сериковы, Кобяковы, Фомины, Поповы.
Сагайдаки да ШайтаныСамую древнюю часть поиска, где в прозвищах русских людей бытуют башкирские слова, оставляю на заключение. Видимо, эти прозвища из той поры, когда на Урал пришли первые русские переселенцы.
Булаевы носят прозвище Сагайдаки. Сагайдак – это чехол для лука из хорошей кожи, шитый серебром. Дорогим подарком друзей – башкир стало это прозвище.
Пыховы – Куртайки. Может быть, кто-то из женщин этой семьи научился вышивать бисером выходной башкирский наряд, как русская девушка Гланя для башкирского джигита Галляма в сказе Юрия Гребенькова «Гальяновы золотинки».
Цифра400 прозвищ жителей города занесено в картотеку фольклориста Анатолия Морозова – почетного гражданина Кыштыма
В роду Шимансковых (люди сказывают) разводили коз, чтобы вязать пуховые платки. А может быть, кто-то из мужчин ходил на стругах по Волге. Шайтаном в Астрахани назывался стопор каната для закрепления судов на пристани.
Оправдывая свой собирательский труд кыштымских прозвищ, опираюсь на убеждение гребеньковского героя – скульптора Кузи-Соболёнка, который в своих творениях живую душу изображал, приговаривая: «Не для господ стараемся, а за честь мастера стоим!». Вот и мне за честь кыштымцев слово молвить охота.
Анатолий МОРОЗОВ, фольклорист.Кыштымский рабочий, 09 июня 2007 года, №065 (11344), стр. 04-05