Часовня Георгия Победоносца
Добавлено: 22 фев 2014, 19:08
От греха – к покаянию
Осуждённые смогут отмаливать содеянное в собственном храме
Пятым национальным проектом в России, помимо сугубо материальных сущностей, могла бы стать духовность. А она в христианской стране немыслима без «божьих домов» - церквей, часовен, храмов.
Сейчас, наверное, нет города, а то и села, где бы не возрождались порушенные прежней властью приходы или не строились новые. Где всем миром берутся, а где местный олигарх, озабоченный скорым выбором между адом и раем, на свои «кровные» возводит святые стены: авось, кто-то наверху замолвит за него словечко. Но совсем иное – церкви в учреждениях за колючей проволокой. Об одной из таких строек мы и расскажем.
За тайну – в тюрьму
В этот день кабинет подполковника Анатолия Ходырева походил на штаб, где обсуждался важный вопрос: как и в каком режиме пройдёт очень серьёзная процедура освящения закладки колонисткой церкви. Все главные фигуранты действа были здесь: два священника из Миасса, пять хористов, а также весь необходимый реквизит – серебряный крест, позолоченное кадило, кропило, требники и прочие премудрости церковной службы.
Пока суть да дело, знакомимся с иереями – отцом Георгием и отцом Алексеем. Георгию 33 года. Вырос в религиозной семье, поэтому лет с десяти уже знал – быть ему священником. Алексей на 20 лет старше. До того, как «услышать голо», круто изменивший его судьбу, большую часть жизни проработал программистом в знаменитом ракетном бюро имени Макеева. Беседуем о тонкостях службы священнослужителей, о тех таинствах, которые они исполняют, и о тех секретах, которые обязаны хранить и не могут выдать ни при каких условиях. Отец Георгий рассказал ещё дореволюционный факт такой верности данному обету.
– Исповедал священник одного человека. Признался он: совершил, мол, только что убийство. Священник отпускает ему грехи. А тот во время исповеди вкладывает окровавленный нож в одежды своего исповедальника, а кровавые руки вытирает о его рясу. И надо же такому случится, что священник накануне был в том же доме по приходским делам, и общался с будущей жертвой убийцы… Священнослужителя арестовывают. Он клянётся в своей невиновности, приговаривая: «Я знаю, кто сделал это зло, но не могу назвать имя, поскольку исповедал его». Церковника посадили. Выпустили лишь, когда убийца, терзаемый муками совести, пришёл в полицию и во всём признался.
Крест над колонией
История интересная, поучительная, но несколько спорная: есть ли смысл страдать за чужие грехи? Но, видимо, в том и суть христианства – нести свой крест за других, чтобы в тех, других, пробуждалась затем совесть... Может, кому-то эти рассуждения покажутся построенными на песке, но нам они кажутся уместными по отношению к контингенту колонии. Но об этом чуть позже...
Некоторое незапланированное ожидание в кабинете исполняющего обязанности начальника колонии вызвано подготовкой письма, которое надобно заложить в капсулу и замуровать в фундамент будущей церкви. Присутствующие пока осматривают рабочий проект будущей церкви и её макет: трёхкупольное здание с крестами и угадываемыми в звонницах колоколами.
Погода, честно говоря, не благоприятствовала торжественному моменту: было холодновато и дул пронизывающий ветер. Да и обстановка вокруг не добавляла торжественности... Через главные ворота возвращались с производственных участков колонны заключённых. Каждого, перед тем как пропустить в жилую зону на обеденный перерыв, подвергали тщательному досмотру. Это и понятно: всё-таки колония строгого режима. И сидят там не мелкие уголовники, а разбойники, убийцы, маньяки и особо опасные личности. С некоторыми из них мы успели обменяться несколькими словами. Вот, например, бывший спортсмен из Озёрска отбывает «десятилетку» за непредумышленное убийство. Другой – из Кыштыма – организовал шайку и грабил автофуры на трассах. Ни дня не работал. Десять лет из шестнадцати уже отсидел. Надеется примерным трудом заслужить условно-досрочное. Оба они вместе с другими двумя десятками заключённых в настоящий момент готовились принять участие в празднике по освящению будущего храма. Одни стояли поодаль с иконами. Другие – с лопатами и мастерками. Отцы Георгий и Алексей установили в ямку деревянный крест в два с половиной метра высотой и закрепили его основание камнями. Теперь он видим далеко за пределами колонии. Курящийся дым кадила усиливал специфику православного обряда. А дальше началось само освящение. Чтение молитв, песнопения чередовались с окроплением всего периметра вырытого котлована под будущую церковь и установленного батюшками креста.
Храм, строительство которого инициировал один из осуждённых колонии, благословил митрополит Челябинский и Златоустовский Иов. Кстати, владыка сам в ближайшее время собирается посетить колонию и осмотреть место возведения Божьего дома. А возводится он в честь святого мученика и воина Георгия Победоносца, под пытками и казнями не отрёкшегося от христианства. Его имя связано с борьбой со злом. А зло – змей, которого Георгий поражает копьём. Сам же храм вознесётся на 16 метров над площадью в 110 квадратных метров. Поднимется тоже не над пустым местом: под котлованом расположено бомбоубежище, где выделена комната для молитв. То ли по божьему промыслу, то ли по людской задумке, но именно она находится точно под центральным залом строящегося храма! Здесь надо сказать о мирских затратах. Проект делала одна миасская фирма. И обошёлся он в 140 тысяч рублей. Само строительство обойдётся в полтора миллиона рублей.
Не преступи!
Пожертвования поступают от самих заключённых, их родственников, сотрудников колонии. Готов помогать депутат Челябинского городского Собрания Виталий Павлович Рыльских. За ним уже числится один храм на Смолино. Он выделил и на колонистскую церковь часть средств, которые позволят начать работы. Строительные и отделочные материалы, купола и колокола приобретут на спонсорские средства. Непосредственно же строительство ляжет на плечи заключённых, тем более, что недостатка в специалистах в колонии нет.
У священников Георгия и Алексея уже есть опыт открытия храмов в пенитенциарных учреждениях. За ними – окропление строительства, а затем и построенной церкви в Атляне, где содержатся малолетние правонарушители. И вот уже лет шесть священники проводят там литургии, читают проповеди.
Мы не надеемся, – говорит отец Георгий, – что все осуждённые после посещения храма станут на путь исправления. Но если хоть одному из ста молитва поможет обрести веру и раскаяние это уже благо. Что будет, когда они выйдут в мир, полный зла, – другой вопрос. По крайней мере, пока они в колонии, то находят некое утешение и отраду.
И вот торжественный момент. Наступает время закладки молельного дома. Первыми камни берут в руки священники, за ними – руководители колонии и заключённые. В ту же минуту отец Георгий укладывает стальную капсулу с письмом на основание фундамента. Заключённые лопатами и мастерками укрывают её бетоном...
Станут ли после открытия церкви почти 1700 колонистов праведниками? Вряд ли. Но, во всяком случае, храм в колонии послужит ещё одной благой мысли: лучше не замаливать грехи после их свершения, а хорошенько подумать, прежде чем идти на преступление. Ведь преступление трактуется не только как «преступить закон», но и как преступить совесть, мораль, все те христианские ценности, благодаря которыми и жив дух Руси, отчего она и сегодня крепка своей духовностью и верой.
Михаил СВЕТЛОВ
Кыштымский рабочий, 28 сентября 2006 года, № 110 (11240), стр. 07, «От греха – к покаянию»