После войны 1812 года в России тоже началась своеобразная волна конверсии. Вместо чугунных ядер для пушек Кыштымские заводы занялись производством посуды...
185 лет. Заводы Кыштымского горного округа, не получив правительственного военного заказа, в 1814 году стали производить отливки опойчатой посуды, что дало толчок для развития производства художественного литья из чугуна. Но минуло ещё не одно десятилетие, прежде чем к каслинскому литью пришла всемирная известность. В начале 1894 года «Горный журнал» опубликовал статью инженера И. Лебёдкина, в которой говорится: «Кыштымские заводы в Чикаго выставили множество образцов весьма тонких художественных отливок из чугуна, служивших предметом особенного внимания и удивления публики, являются единственными в своем роде по отличному качеству чугуна, из которого они делаются». Он сравнил продукцию с изделиями германских заводов, которые также отливают тонкие чугунные вещи, но только из фосфористого - хрупкого, как стекло, чугуна. Лебёдкин продолжает: «Уральский чугун не имеет этого недостатка. Большие и весьма тонкостенные чугунные котлы для варки пищи, изготовляемые Кыштымскими заводами, при бросании на пол не разбиваются, а подпрыгивают, как железные».
Первое каслинское литьё: рукомойник и треножка.
85 лет. 22 марта 1924 года состоялась первая кыштымская районная партийная конференция. В ней участвовали 22 делегата с решающим голосом и 17 - с совещательным из Кыштыма, Карабаша и села Губернского. На то время в Кыштыме в партии состояло 113 членов ВКП (б) и 140 кандидатов. На конференции был избран районный комитет из 15 членов партии и 6 кандидатов и ответственный секретарь - А. А. Саломатин.
75 лет. Кыштымский механический завод получил вновь былую известность в 1934 году. Это было связано с пуском перфораторного цеха и оснащением его передовой технологией. Группа конструкторов под руководством главного инженера С. А. Мазихина спроектировала первый отечественный перфоратор, который был изготовлен и прошёл испытание в забое карабашской шахты «Центральная», показав надёжную и производительную работу. Сравнивая его с американским, высокую оценку его производительности дал Г. К. Орджоникидзе (Серго), который посетил завод летом 1934 года.
55 лет. По решению Совета Министров СССР в 1954 году в Кыштыме создано автохозяйство для перевозки пирита из Карабаша. На перевалочной базе организовали его разгрузку и отправку потребителям по железной дороге. Необходимость автотранспортных перевозок объяснялась тем, что к Карабашу в тот период не была проложена железнодорожная ветка широкой колеи.
Маргарита ВЛАДИМИРОВА, сотрудница городского музея.Кыштымский рабочий, 17 марта 2009 года, №029 (11605), стр. 04