Модераторы: Woodlion, KazanAlex

Малахитовый рай

# 

9 авг 2010, 18:22 

Малахитовый рай
Изображение
Весной 1723 года по указу императора Петра I на берегах реки Исеть развернулось строительство крупнейшего в России железоделательного завода. Вольный речной поток перегородила плотина, рядом с ней поднялись заводские цеха и церковь, вытянулись ровные улицы домов. Со всех сторон новое поселение окружили мощные оборонительные сооружения. В честь императрицы Екатерины I и покровительницы горных ремесел Святой Великомученицы Екатерины завод-крепость нарекли Екатеринбургом.


Екатеринбург возводился как столица горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, в двух частях света – Европе и Азии. В начале XIX века он стал золотоносной Меккой, новым российским Эльдорадо, где золото лежало под ногами, а самоцветы «плыли гуще моря и длиной в локоть». К 1824 году близ города было открыто 85 месторождений драгоценного металла, наиболее богатые из них находились в верхнем течении Исети, в черте Екатеринбурга. По свидетельству флигель-адъютанта Юркевича, сопровождавшего в 1837 году наследника престола Александра в его путешествии, это был поистине золотой рай: «На расстоянии 200 верст, мы, так сказать, все ехали по золотым россыпям, по обе стороны дороги беспрерывно – золотоносные пески, сама дорога – золото». Но и это было еще не все...
В самом начале 1830-х Яков Коковкин открыл на речке Токовой знаменитую изумрудную жилу, которая оказалась невероятно богатой: Петергофская гранильная фабрика за 10 первых лет существования копей огранила уральских изумрудов на 5 тысяч каратов. Только в одном 1835 году из Екатеринбурга отправили в Кабинет Его Императорского Величества 550 изумрудов и 1120 изумрудных искр. А дальше – больше: следом были открыты месторождения сапфиров, аквамаринов, алмазов и других драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. В Екатеринбурге возник один из мировых центров художественной обработки цветного камня, прославившийся изготовлением разнообразных украшений и мелкой пластики: мундштуков, рукояток ножей, кортиков, табакерок и прочее. Но более всего славы принесли нашему краю и его мастерам изделия из уникального уральского малахита, воспетого в сказах Бажова.
Вообще, по химическому составу этот камень представляет собой карбонат меди, из которого достаточно просто выплавить чистый металл. Так и поступали «металлурги» в эпоху бронзового века: медь, получаемая из малахита, была гораздо важнее самого минерала. К тому же в кристаллах он встречается довольно редко, чаще – в мелкокристаллических натечных образованиях в виде почек, гроздей плотных землистых масс и разного рода корок, налетов, которые в сечении имеют радиально-лучистые, полосчатые и концентрические текстурные узоры. Окраска его напоминает мягкий цвет листьев мальвы (по-гречески «малахе»), отсюда камень и получил свое название – цвет отдельных его прослоек варьируется от светло-зеленого с бирюзовым до темно-зеленого. Еще одна природная особенность минерала – ноздреватость, обилие мелких пустот, каверн и посторонних включений: черной смоляной медной руды и сине-зеленых хризоколлона и элитонов. Их прожилки и делают наш малахит таким очаровательно прихотливым и кружевным – узоры его необычайно живописны, а оттенки по-весеннему свежи и теплы.
Самый красивый камень добывали на Гумешевском и Меднорудянском месторождениях. Но в 70-х годах XX века добыча в них была практически полностью прекращена. Наверное, поэтому стоимость уральского малахита не уступает сегодня стоимости изумруда, а заядлые коллекционеры вспоминают, что и 20 лет назад за нитку бус длиной полметра предлагали «Жигули». В начале же XIX столетия наш малахит был предметом национальной гордости России, ее достоянием. Уральские мастера создали из него огромное количество произведений камнерезного искусства: шкатулки, вазы, столешницы, камины, колонны. Они разработали особую технику облицовки поверхностей малахитом, получившую название «русской мозаики» – предмет казался вырезанным из каменного монолита, настолько искусно подбирался рисунок небольших малахитовых пластин. Благодаря искусству художников-камнерезов вспыхнул и чисто исследовательский интерес к этому камню – он стал занимать почетное место в минералогических коллекциях музеев и частных лиц. Так в Эрмитаже ценным камнем украшен интерьер целого зала – в нем находится более 100 экспонатов из уральского малахита. А в музее Горного института Санкт-Петербурга хранятся два редчайших малахитовых монолита из коллекции Екатерины II, которые поражают воображение своими размерами: первый, добытый на Гумешевском руднике, весит 1,5 тонны, второй – весом около 0,5 тонны родом с Кыштымского месторождения. Но все другие превзошло представительностью и разнообразием собрание уральского малахита, принадлежавшее крупному государственному деятелю графу Румянцеву. Именно его, как предполагают, разыскивал, но не обнаружил в 1812 году вошедший в Москву Наполеон. Ныне оно хранится в МГРА (Московской горно-разведочной академии).
Конечно, большие запасы малахита открыты в наши дни в Конго, США и Австралии, и камень из этих месторождений отличается хорошим качеством. Но все-таки он уступает уральскому малахиту, остающемуся самым ценным в мире. Да и как может быть иначе? Ведь, по преданию, именно здесь, на Урале живет Хозяйка Медной горы – единственная, кто может одарить трудолюбивого рудокопа небывалой радостью и удачей, указав ему путь к заветной самородной глыбе лучшего малахита. По материалам Интернет сайтов.
Аватара пользователя
msshveikin
 
Сообщения: 4711
Изображения: 24
Зарегистрирован: Пт 15 июн 2007, 09:44
Откуда: Тихое Зимовье

СООБЩЕНИЯ

НАПИСАТЬ ОТВЕТ

   Новые сообщения Новые сообщения    Нет новых сообщений Нет новых сообщений    Форум закрыт Форум закрыт